Дата публикации: 21 ноября 2019 г. Научная революция – это очень весёлое время и поэтому сейчас надо идти в наукуВ рамках Всероссийского фестиваля науки, 12 октября 2019 г., на Химическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова прошла дискуссия «Как делают науку: секреты и тайны». На мероприятии присутствовали представители ФГБНУ «Аналитический центр». Ведущая дискуссии: Л.С. – Любовь Николаевна Стрельникова – главный редактор журнала «Химия и жизнь». Участники дискуссии: Г.Э. – Генрих Владимирович Эрлих – доктор химических наук, профессор, ведущий научный сотрудник химического факультета МГУ, Ю.Г. – Юлия Германовна Горбунова – член-корреспондент РАН, Д.П. – Дмитрий Перекалин – доктор химических наук, старший научный сотрудник ИНЭОС РАН. Часть 1 Начало дискуссии – «Как и почему нынешние успешные ученые выбрали науку?» Л.С. Здесь есть люди, которые сделали свой выбор, когда пришли в науку. Почему вы сделали такой выбор? Объясните нашим школьникам, которым выбор будет нужно делать. Чем эта деятельность для вас так притягательна? Г.Э. Выбор я сделал не в нынешней системе, а совсем в другой, тоталитарной. Я делал выбор давно. В то время от идеологии зависели. В естественных науках минимальное влияние идеологии, и тебе там будут платить деньги за удовлетворение собственного любопытства. Это был такой рациональный заряд. Но была и другая причина, почему я выбрал естественные науки, в частности химию. Я все-таки рос в этой среде - научно-технической и медицинской интеллигенции. Я мог сравнить с другими слоями населения. Я понимал, что эта среда очень интересная. Это интересные люди. Там очень высокий уровень общения и, помимо всего прочего, с ними очень весело. В свое время там КВН был, авторская песня, бардовская и так далее… Ведь там кто тон задавали? Научно-техническая интеллигенция. Это очень существенно. Эта среда была интересная и веселая. И для меня это очень существенно, поэтому я и сделал выбор. Почему пошли в науку через 20 после меня…? Ю.Г. Для любого человека на выбор его жизни влияет семья, школа, университет потом и общество. Когда я делала свой выбор, к сожалению, не было той возможности, что есть сейчас у вас. Не было таких фестивалей науки. В основном, я и мои одноклассники экспериментировали с химией дома, делали какие-то бомбочки, растили кристаллы. Сейчас есть очень много всяких возможностей для того чтобы что-то развивать. Этого фактора у меня не было. У меня была семья - врачи, учителя и инженеры-химики. Поэтому я не сразу сделала свой выбор. Я не сразу хотела стать ученым. Я хотела быть врачом, мне хотелось быть учителем. Но так как мой папа был инженером, исследователем, он был химиком-машиностроителем, я иногда приходила к нему на работу и меня тоже захватывала эта атмосфера творчества. Атмосфера того, что люди каждый день встречаются с чем-то новым. Это было очень интересно. Но я бы сказала, что итоговый «гвоздь» в мое решение стать ученым, стал химический факультет Московского университета, где мы с вами сегодня находимся, потому что когда я попала сюда, я поняла, что я хочу быть похожей на этих людей, что я хочу жить в этой среде, мне нравится, то что они делают, мне нравится познавать мир, мне нравится окружение… Мой выбор был сделан, хотя в мои годы, это был не простой выбор. В 90-е годы наука была уже не сильно в почете. И надо сказать что я ни разу об этом не пожалела. Д.П. Надо заметить, что в какой-то степени выбор мой был случайным. Мои родители, также закончили университет, правда геологический факультет. Работали в областях, связанных с исследованиями. Выбор в значительной степени был случайным. Это было, как выстрел в голову. Наука не финансировалась вообще, и это было что-то сродни тому чтобы сбежать из окружающего мира в какой-то маленький уголок чтобы не взаимодействовать со страшной реальностью. Но, на самом деле, есть некое рациональное зерно. Рациональное зерно заключалось вот в чем. Юноша должен самоутвердиться, не знаю, как девушке… Есть разные направления, в которых можно самоутверждаться. И вот было понятно, что в направлении какого-нибудь «бизнеса-зарабатывания» - это тогда было страшно популярно. Я как раз попал в те годы, когда все шли юристы–экономисты. Потом стало непонятно куда их девать. Все старались зарабатывать как можно больше денег. Было понятно, что в этом направлении ловить нечего, то есть это совершенно не мое, и там бешеная конкуренция. Наука позволяла самоутвердиться в том, что я бедный, но не убитый. Потом прошло 15 лет и оказалось, что я не очень бедный. Я богаче многих экономистов. Л.С. Генрих Владимирович, если бы Вам пришлось сейчас выбирать куда идти, Вы - в науку? Г.Э. Двадцать лет назад я бы в науку не пошел. Отношение к ней уничижительное, к науке и к ученым, какое было в нашем обществе в 90-е годы, отвратило. Но вот сейчас, я бы в науку пошел не из-за денег этих самых. По моему глубокому убеждению, нас ждет взлет научной революции. А научная революция – это очень веселое время. Это время совершенно фантастических открытий! Это время феерических карьер, это вообще очень интересно и весело. И поэтому сейчас надо идти в науку. Да здравствует научная революция! Л.С. А какие признаки научной революции Вы наблюдаете? Г.Э. Часка полтора я бы вам рассказал, но завтра у меня будет лекция «Как делают открытия», я там немножко этот вопрос раскрою. Л.С. Дорогие друзья, приглашаем вас на лекцию, она завтра будет в час здесь. Это будет интересно. Продолжение следует…. Другие части стенограммы встречи:
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года
Издания 2018 года
открыть полный список изданий Центра → Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50. |
Поиск данных
об аттестации педагогических работников Издания Центра
|