Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4. Телефон: (495) 663-20-13

Дата публикации: 04 августа 2020 г.

Еврейский университет Иерусалима: археологи утверждают, что нашли «лик божий»

В Израиле археологи нашли глиняные статуэтки, которым порядка 3000 лет и, по словам профессора Йосефа Гарфинкеля, это первое изображение бога Яхве, однако ряд экспертов считает, что подобное изображение бога было запрещено.


3000-летние  глиняные статуэтки, найденные в Израиле

Статуэтки, а точнее глиняные головы были обнаружены рядом с небольшими статуями лошадей и представляют собой бородатого человека с плоской головой, выступающими чертами, ушами и увенчанного короной. 

Спорное утверждение исходит от профессора Йосеф Гарфинкеля (Yosef Garfinkel), из Еврейского университета Иерусалима (Hebrew University of Jerusalem), который ссылается на библейские описания Бога верхом на лошади, чтобы добавить вес к этой теории. 

Однако идея Гарфинкеля была отвергнута рядом археологов, которые утверждают, что создание «всего, что на небесах» было запрещено в этот период времени.

Профессор Гарфинкль основывает свои утверждения на том факте, что все три статуэтки датируются IX-X веками и были найдены возле статуй лошадей и в местах поклонения. 

Одна голова была обнаружена десять лет назад в Хирбет-Кейяфе (Khirbet Qeiyafa), примерно в 20 милях от Тель-Мотзы (Tel Motza), где Шуа Кисилевиц (Shua Kisilevitz) и Одед Липшиц (Oded Lipschits) обнаружили еще две в начале этого года. 

Профессор Гарфинкель начал задумываться, связаны ли эти глиняные головы, это бог, и если да, то какой? 

И он посмотрел на книгу Аввакума и Псалмов, чтобы найти ответы.

Гарфинкель, профессор Еврейского университета, основывает свои утверждения на том факте, что все три статуэтки датируются 9-10 веками и были найдены возле статуй лошадей и в местах поклонения.

Аввакум 3: 8 гласит: «Разгневался ли ты на реки, Господи? Был ли твой гнев против потоков? Разве ты гневался на море, когда ехал на своих лошадях и колесницах к победе?»

Второй пример, который он нашел, был показан в Псалме 68: 4, где говорится: "Пойте Богу, воспевайте имя его; вознесите Песнь тому, кто ездит на облаках».

«Некоторые библейские традиции описывают Яхве как наездника на небе или облаках, точно так же, как в Угарите. Но некоторые тексты представляют новое развитие событий, в которых он едет на лошади », - говорит профессор Гарфинкель.  

Другие глиняные головы, найденные в Тель-Моце, были извлечены из храма недалеко от Иерусалима, и из-за библейского, запрета таких изображений, команда предполагает, что эта область использовалась для поклонения множеству различных богов, а не только Яхве.

Одна голова была обнаружена десять лет назад в Хирбет-Кейафе, примерно в 20 милях от Тель-Моцы, где Шуа Кисилевиц (справа) и Одед Липшиц обнаружили две другие в начале этого года.

Утверждение профессора Гарфинкеля критикуют его коллеги, археологи Шуа Кисилевиц и Одед Липшиц, которые нашли две другие статуэтки.

Гарфинкель говорит, что в Библии очень четко прописан запрет на физическое изображение Бога.

«Соседние поселения действительно молились многим богам, но «Царство Иудейское было другой историей и основывалось на двух понятиях - что есть только один бог, а не много, и что нельзя создавать его изваяние», - отметил Одед Липшиц.

Около 3000 лет назад были те, кто поклонялся Яхве, а затем был ханаанский бог шторма.  

«Ханаанеи, - пишет Гарфинкель, - не изображали бога-мужчину на лошади». Он также утверждает, что запрет на создание изображений Яхве не был принят до 10-го века, когда были созданы глиняные головы.

Гарфинкель получил широкую критику за свои заявления, но сказал: «Как и каждое открытие, некоторые примут, а некоторые отвергнут». 

Кисилевиц и Липшиц отвергают его заявления, хотя соглашаются, что фигуры использовались для поклонения, команда описывает их как «человеческие фигуры».  

«Хотя мы не можем исключить возможность того, что человеческие головы из Мотцы и Кейафы изображали богов, у них нет никаких знаков, символов или атрибутов (таких как рога, полумесяцы, быки), обнаруженных на фигурах и визуальных изображениях по всему древнему Ближнему Востоку, что идентифицирует их как божественные фигуры. Кроме того, когда на животных изображали богов, они не сидели на них (им не нужен транспорт) - они стояли на них!» - отметили Кисилевиц и Липшиц.

Статья об исследовании опубликована Biblical Archaeology Society Online Archive.

Источник: dailymail.co.uk

← предыдущая новость следующая новость →
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года

Гасанбекова Л. А. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий

Практическое пособие / Л. А. Гасанбекова, В. И. Никитина, Б. В. Сошников; под общ. науч. ред. канд. экон. наук О. А. Коробко. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 49 с. (ISBN 978-5-904670-54-2).

Доступна электронная версия печатного издания.

Издания 2018 года

Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления

Сборник материалов III Всеросс. науч.-практ. конф., г. Москва, 29 декабря 2017. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2018. – 200 с. (ISBN 978-5-904670-53-5).

Доступна электронная версия печатного издания.

открыть полный список изданий Центра →

Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50.
Поиск данных
об аттестации
педагогических работников
Издания Центра