Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4. Телефон: (495) 663-20-13

Дата публикации: 30 марта 2023 г.

KIT: Боттичелли и да Винчи сохраняли свои картины с помощью куриных яиц

Ученые из Технологического института Карлсруэ (Karlsruher Institut für Technologie, KIT) обнаружили, что Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи могли использовать куриное яйцо, чтобы решить проблемы с влажностью, морщинами на поверхности и пожелтением.


Изображение: источника. Плоть, детали головы Христа показывают типичное наложение слоя яичной темперы и нанесение краски путем штриховки в «Оплакивании Христа» Боттичелли. 

Группа ученых из Технологического института Карлсруэ в Германии изучила влияние добавления яичного желтка в масляные краски.

До сих пор было известно, что мастера использовали яичный белок при создании своих шедевров, более 500 лет тому назад, но причины этого оставались неизвестными. Ученые обнаружили, что поглощение воды из влажной среды может быть подавлено, когда яичные белки образуют тонкий слой вокруг частиц пигмента краски.

Также было обнаружено, что добавление яичного желтка придает жестким краскам прочный пастообразный вид, позволяя наносить его толстым слоем, и предотвращает образование складок на поверхности во время сушки. Антиоксиданты в желтке также помогали предотвратить пожелтение краски при высыхании, замедляя реакцию между кислородом и маслом.

Примеры использования этой техники включают «Оплакивание мертвого Христа» Боттичелли, в котором лицо и ноги Христа свидетельствуют о нанесении яичного слоя.

Изображение: источника. 

В статье для журнала Nature Communications исследователи заявили: «Обычно предполагается, что традиционные масляные краски старых мастеров содержат только масло в качестве связующего вещества, возможно, с различными добавками некоторых смол. Однако белки также были обнаружены в масляных красках Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и других мастеров итальянского Возрождения».

Какую роль сыграли эти белки, как и зачем они попали в масляные краски?

Они пришли к выводу, что смогли показать, как эти художники могли использовать белок, такой как яичный желток, для «преодоления неожиданных проблем с влажностью и создания слоев краски, устойчивых к морщинам и окислительной деградации, что дает нам возможность восхищаться их шедеврами и сегодня». 

Исследователи также заявили, что их выводы могут помочь в сохранении и сохранении некоторых произведений искусства старых мастеров сегодня.

Источник: dailymail.co.uk

← предыдущая новость следующая новость →
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года

Гасанбекова Л. А. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий

Практическое пособие / Л. А. Гасанбекова, В. И. Никитина, Б. В. Сошников; под общ. науч. ред. канд. экон. наук О. А. Коробко. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 49 с. (ISBN 978-5-904670-54-2).

Доступна электронная версия печатного издания.

Издания 2018 года

Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления

Сборник материалов III Всеросс. науч.-практ. конф., г. Москва, 29 декабря 2017. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2018. – 200 с. (ISBN 978-5-904670-53-5).

Доступна электронная версия печатного издания.

открыть полный список изданий Центра →

Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50.
Поиск данных
об аттестации
педагогических работников
Издания Центра