Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4. Телефон: (495) 663-20-13

Дата публикации: 22 мая 2020 г.

MIT: принудительная социальная изоляция вызывает нервную тягу сходную с голодом

Новое исследование, проведенное учеными, подчеркивает глубокое влияние тяжелой социальной изоляции на мозг.


Потребность в общении для формирования и поддержания хотя бы минимального числа позитивных, стабильных, близких отношений является фундаментальной потребностью, которая затрагивает все наше существо, пронизывая весь наш набор эмоций, мыслей и поведения. В то время как добровольное одиночество может быть большим потенциалом для творчества, что происходит, когда люди вынуждены быть в изоляции и лишены фундаментальной потребности человека?

Удивительно, но хотя последствия одиночества для физического и психического здоровья хорошо документированы, недостаточно изучены последствия тяжелой принудительной изоляции. Если потребность в общении действительно является основной потребностью, то ее лишение должно оказывать такое же влияние на мозг и поведение, как и лишение других основных потребностей, таких как еда и сон.

Неоднократно было показано, что чувство «желания» чего-то увеличивает передачу дофамина в цепи вознаграждения мозга. Эта схема состоит из допамингерного среднего мозга и полосатого тела. Эти области особенно активны в ответ на изображения еды, когда они голодны, на изображения, связанные с наркотиками, для тех, кто является наркоманом, и людей с расстройствами вызванными интернет-играми, когда они лишены игр.

В 2016 году Джиллиан Мэтьюз и коллеги опубликовали статью, в которой показано, что после 24 часов социальной изоляции дофаминовые нейроны в среднем мозге активируются, когда мыши стремятся к социальному взаимодействию.  Похоже, что острая социальная изоляция у этих мышей привела к агрессивному состоянию, похожему на одиночество, которое усилило мотивацию для социального взаимодействия. Тем не менее, исследователи поставили под сомнение, применимы ли эти результаты к людям, тем более что невозможно оценить, чувствует ли мышь одиночество.

Ливия Томова (Livia Tomova), аспирант из Saxelab в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology – MIT), была вдохновлена этим более ранним исследованием на мышах и предложила Ребекке Сакс идею попытаться повторить результаты исследований на людях. Однако исследователям пришлось преодолеть ряд методологических проблем.

С одной стороны, один день социальной изоляции не так уж и длинен для человека, и одиночество не обязательно означает чувство социальной изоляции. Одиночество может быть восстановительным. Чтобы решить эту проблему, исследователи попросили 40 здоровых, социально активных людей провести 10 часов (с 9 до 19 часов) в одиночестве, без социального взаимодействия и других социальных стимулов (например: твиттер, электронная почта, чтение художественной литературы).

В результате, проведя целый день в голодании или в социальной изоляции, участники приходили в лабораторию и трижды сканировали мозг вечером (в 7 часов вечера). Исследователи измерили активность мозга конкретно в черной субстанции, дофаминергической области среднего мозга, которая специфически связана с субъективными переживаниями тяги к еде, когда она голоден, или тяги к наркотикам, когда она зависим.

После всего лишь десяти часов социальной изоляции, даже несмотря на то, что люди точно знали, когда закончится их ограничение, сообщали о значительно большем социальном желании общаться, одиночестве, дискомфорте, неприязни к изоляции и уменьшении счастья, чем в начале. Точно так же (и неожиданно) те же результаты были замечены после десятичасового голодания.

Необыкновенно важно то, что исследователи обнаружили сходную активность среднего мозга в ответ на пищевые сигналы после голодания и социальные сигналы после изоляции. Реакция была различной у всех участников, и те, кто сообщал о большей социальной тяге после периода социальной изоляции, демонстрировали более высокую реакцию мозга на социальные стимулы. 

Эти результаты впечатляют, потому что они согласуются с результатами предыдущих исследований на мышах и гипотезой «социального гомеостаза», разработанной на основе моделей на животных. Согласно этой гипотезе, поскольку социальная связь является врожденной потребностью, у животных развивалась нервная система, регулирующая «социальный гомеостаз».

Текущие результаты показывают, что существует сходный механизм, лежащий в основе социального влечения людей, и что люди, которые вынуждены быть изолированными, жаждут социальных взаимодействий так же, как голодный человек жаждет пищи. 

Подробно об исследовании здесь.

Источник: blogs.scientificamerican.com

← предыдущая новость следующая новость →
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года

Гасанбекова Л. А. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий

Практическое пособие / Л. А. Гасанбекова, В. И. Никитина, Б. В. Сошников; под общ. науч. ред. канд. экон. наук О. А. Коробко. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 49 с. (ISBN 978-5-904670-54-2).

Доступна электронная версия печатного издания.

Издания 2018 года

Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления

Сборник материалов III Всеросс. науч.-практ. конф., г. Москва, 29 декабря 2017. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2018. – 200 с. (ISBN 978-5-904670-53-5).

Доступна электронная версия печатного издания.

открыть полный список изданий Центра →

Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50.
Поиск данных
об аттестации
педагогических работников
Издания Центра