Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4. Телефон: (495) 663-20-13

Дата публикации: 30 декабря 2021 г.

Ответы на вопросы по разработке ОПОП

ФГБНУ "Аналитический центр" были проведены обучающие вебинары по разработке основных профессиональных образовательных программ высшего образования. В дополнение к проведенным вебинарам размещаем презентацию, содержащую рекомендации по разработке основных образовательных программ в формате "вопрос-ответ" Кроме того, во время проведения вебинаров в Центр поступили вопросы по теме проведенных вебинаров. Центром были обработаны и подготовлены ответы на указанные вопросы. В данном разделе размещены ответы на первый блок вопросов, в ближайшее время данные раздел будет дополнен ответами на второй блок.


⇒ Презентация доступна по ссылке ⇐

Вопрос

Ответы и комментарии

В приказе Минобрнауки "Об утверждении аккредитационных показателей" указана внутренняя система оценки качества - как это должно быть отражено в ОПОП?

Данный вопрос нормативно не регулируется и относится к компетенции образовательных организаций. При этом, исходя из существующей практики, внутренняя система оценки качества рассматривается как раздел (часть ОПОП) с описанием процедуры оценки по соответствующей образовательной программе.

Как должна быть реализована процедура утверждения ПК? Достаточно ли для этого заседания Ученого совета факультета всего комплекса материалов, относящихся к ОПОП и соответствующих рецензий (на всю ОПОП) со стороны работодателей?

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации". Профессиональные компетенции являются одним из разделов ОПОП. Утверждение ОПОП осуществляется в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.

Какой документ регламентирует, что в характеристике ОПОП должны быть описаны условия занятий физической культурой и спортом для инвалидов и лиц с ОВЗ???

Согласно пункту 2 части 3  статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к  условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям. В соответствии с положениями ФГОС ВО, раздела II требования к структуре программы (бакалавриата/специалитета): "Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья".

Прошу прояснить, возможно ли в ОПОП магистратуры и специалитета ссылаться, например, на ПС 40.011 Специалист по НИОКР? В этом ПС для ОТФ (В6)  с уровнем квалификации 6 предусмотрены требования к образованию - высшее образование -специалитет, магистратура.

В соответствии с положениями ФГОС ВО, раздела III требования к результатам освоения
программы: "При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Профессиональные стандарты". Вместе с тем в соответствии с приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" магистратура является 7 уровнем квалификации. Рекомендуем обратиться за разъяснения по данному конкретному вопросу в Минтруд России.

Если нет нового профстандарта (утвержденного), можно на старый отмененный ссылаться в ОПОП, имеется ввиду профстандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"

При формировании ОПОП необходимо руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

Что значит ФГОС ВО 3+ не предусматривает ускоренного обучения??? Откуда такое утверждение???

Раздел I ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры) определяет что: "Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных ......ФГОС ВО: срок получения образования по программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении". В связи с этим федеральные государственные образовательные стандарты поколения 3++ предусматривают возможность ускоренного обучения. В данном случае речь идет о понятии "ускоренное обучение", введенном в ФГОС ВО 3++.

Каким документом организация подтверждает наличие системы внутренней оценки качества

Образовательная организация подтверждает наличие системы внутренней оценки качества утвержденным локальным нормативным актом организации, например, положением о системе внутренней оценки качества образования.

В чем отличие матрицы и паспорта компетенции?

Данный вопрос нормативно не регламентирован, относится к компетенции образовательной организации. Исходя из сложившейся практики разработки образовательных программ принято считать, что Матрица компетенций — это совокупность компетенций в рамках дисциплин учебного плана.  Паспорт компетенции – это обоснованная совокупность требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения ОПОП.

Необходимо ли 3-х уровневое формирование компетенции (базовый, продвинутый,)?

В соответствии с положениями раздела I ФГОС ВО 3++ при разработке программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Уровни формирования компетенций ФГОС ВО не предусмотрено. Вместе с тем согласно разделу III ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): " Организация устанавливает в программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) индикаторы достижения компетенций самостоятельно. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) индикаторами достижения компетенций". С учетом изложенного, данный вопрос относится к компетенции образовательной организации.

Имеет ли вуз право расширять перечень областей профессиональной деятельности, указанный в п.1.11 ФГОС ВО?

Согласно разделу I ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): "Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу ... (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность: .....Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника". Таким образом, образовательная организация имеет право расширять перечень областей профессиональной деятельности при условии соответствия уровня образования выпускников и полученных ими компетенций требованиям к квалификации работника выбранных областей профессиональной деятельности.

При формировании оценочных материалов отсылка должна идти к компетенциям, индикаторам, знаниям/умениям/владениям? Должны быть представлены все три уровня?

Согласно разделу III ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): " Организация устанавливает в программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) индикаторы достижения компетенций самостоятельно с учетом индикаторов достижения компетенций... Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) индикаторами достижения компетенций". С учетом изложенного, данный вопрос относится к компетенции образовательной организации.

Требования по методическому обеспечению рабочих программ предмета по срокам их актуальности остается?

Порядок разработки и актуализации рабочих программ дисциплин регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации.

Обязательно ли использование ВСЕХ трудовых функций и действий ПС в ООП?

Согласно разделу III ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): "Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела "Требования к образованию и обучению". ОТФ может быть выделена полностью или частично". Таким образом, нет требований по включению в ОПОП всех трудовых функций и действий выбранной ОТФ из профессионального стандарта.

Нужна ли независимая профессиональная аккредитация для 38 УГСН и по ФГОС++

Согласно разделу  IV  ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): "Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе ... может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля". Это положение относится в том числе и к УГСН 380000 Экономика и управление.

В каком нормативном акте звучит термин ,,рецензирование,, , когда речь идет о согласовании опоп представителями работодателей?

Согласно разделу IV ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры):" Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе ... может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам
соответствующего профиля". Таким образом, данный вопрос, связанный с рецензированием, нормативно не регламентируется во ФГОС ВО 3++, при этом исходя из сложившейся практики оценка содержания ОПОП осуществляется в том числе рецензированием ОПОП представителями работодателя.

Есть ли разработанные методические материалы по последовательности формирования компетенций и шкалам оценивания?

Данный вопрос нормативно не регламентирован, относится к компетенции образовательной организации.

Можно ли корректировать формулировку сферы деятельности без изменения формулировки области? Например, вместо «02 Здравоохранение (в сфере разработки и контроля биобезопасности» Записать «02 Здравоохранение (в сфере контроля биобезопасности…».

Согласно разделу I  ФГОС ВО по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): "Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу ... (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность: ...Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника". Таким образом, выбор сферы профессиональной деятельности при соблюдении условий, установленных ФГОС ВО, относится к компетенции образовательной организации.

Каким образом будет при проверках проверяться соотнесение индикаторов достижения компетенций планируемым результатам обучения? К.А.Бочарова, НИУ БелГУ

Данный вопрос относится к компетенции Рособрнадзора.

Если работодатель ставит условие на магистратуру 5-6 уровень квалификации, это будет нарушением?

В соответствии с приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" магистратура является 7 уровнем квалификации. Рекомендуем обратиться за разъяснения по данному вопросу в Минтруд России.

Какие компоненты ОПОП должны быть размещены на сайте для всеобщего доступа в обязательном порядке?

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 №582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" Образовательная организация размещает на официальном сайте: ...информацию
об описании образовательной программы с приложением ее копии;
об учебном плане с приложением его копии;
об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии);
о календарном учебном графике с приложением его копии;
о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса;
о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

← предыдущая новость следующая новость →
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года

Гасанбекова Л. А. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий

Практическое пособие / Л. А. Гасанбекова, В. И. Никитина, Б. В. Сошников; под общ. науч. ред. канд. экон. наук О. А. Коробко. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 49 с. (ISBN 978-5-904670-54-2).

Доступна электронная версия печатного издания.

Издания 2018 года

Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления

Сборник материалов III Всеросс. науч.-практ. конф., г. Москва, 29 декабря 2017. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2018. – 200 с. (ISBN 978-5-904670-53-5).

Доступна электронная версия печатного издания.

открыть полный список изданий Центра →

Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50.

Онлайн-курс
Организация системы внутреннего контроля в организациях, подведомственных Минобрнауки России
подробнее о программе
Поиск данных
об аттестации
педагогических работников
Издания Центра