Вопрос
|
Ответы и комментарии
|
В приказе Минобрнауки "Об утверждении аккредитационных показателей" указана внутренняя система оценки качества - как это должно быть отражено в ОПОП?
|
Данный вопрос нормативно не регулируется и относится к компетенции образовательных организаций. При этом, исходя из существующей практики, внутренняя система оценки качества рассматривается как раздел (часть ОПОП) с описанием процедуры оценки по соответствующей образовательной программе.
|
Как должна быть реализована процедура утверждения ПК? Достаточно ли для этого заседания Ученого совета факультета всего комплекса материалов, относящихся к ОПОП и соответствующих рецензий (на всю ОПОП) со стороны работодателей?
|
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации". Профессиональные компетенции являются одним из разделов ОПОП. Утверждение ОПОП осуществляется в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
|
Какой документ регламентирует, что в характеристике ОПОП должны быть описаны условия занятий физической культурой и спортом для инвалидов и лиц с ОВЗ???
|
Согласно пункту 2 части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям. В соответствии с положениями ФГОС ВО, раздела II требования к структуре программы (бакалавриата/специалитета): "Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья".
|
Прошу прояснить, возможно ли в ОПОП магистратуры и специалитета ссылаться, например, на ПС 40.011 Специалист по НИОКР? В этом ПС для ОТФ (В6) с уровнем квалификации 6 предусмотрены требования к образованию - высшее образование -специалитет, магистратура.
|
В соответствии с положениями ФГОС ВО, раздела III требования к результатам освоения программы: "При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Профессиональные стандарты". Вместе с тем в соответствии с приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" магистратура является 7 уровнем квалификации. Рекомендуем обратиться за разъяснения по данному конкретному вопросу в Минтруд России.
|
Если нет нового профстандарта (утвержденного), можно на старый отмененный ссылаться в ОПОП, имеется ввиду профстандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"
|
При формировании ОПОП необходимо руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.
|
Что значит ФГОС ВО 3+ не предусматривает ускоренного обучения??? Откуда такое утверждение???
|
Раздел I ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры) определяет что: "Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных ......ФГОС ВО: срок получения образования по программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении". В связи с этим федеральные государственные образовательные стандарты поколения 3++ предусматривают возможность ускоренного обучения. В данном случае речь идет о понятии "ускоренное обучение", введенном в ФГОС ВО 3++.
|
Каким документом организация подтверждает наличие системы внутренней оценки качества
|
Образовательная организация подтверждает наличие системы внутренней оценки качества утвержденным локальным нормативным актом организации, например, положением о системе внутренней оценки качества образования.
|
В чем отличие матрицы и паспорта компетенции?
|
Данный вопрос нормативно не регламентирован, относится к компетенции образовательной организации. Исходя из сложившейся практики разработки образовательных программ принято считать, что Матрица компетенций — это совокупность компетенций в рамках дисциплин учебного плана. Паспорт компетенции – это обоснованная совокупность требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения ОПОП.
|
Необходимо ли 3-х уровневое формирование компетенции (базовый, продвинутый,)?
|
В соответствии с положениями раздела I ФГОС ВО 3++ при разработке программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Уровни формирования компетенций ФГОС ВО не предусмотрено. Вместе с тем согласно разделу III ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): " Организация устанавливает в программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) индикаторы достижения компетенций самостоятельно. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) индикаторами достижения компетенций". С учетом изложенного, данный вопрос относится к компетенции образовательной организации.
|
Имеет ли вуз право расширять перечень областей профессиональной деятельности, указанный в п.1.11 ФГОС ВО?
|
Согласно разделу I ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): "Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу ... (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность: .....Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника". Таким образом, образовательная организация имеет право расширять перечень областей профессиональной деятельности при условии соответствия уровня образования выпускников и полученных ими компетенций требованиям к квалификации работника выбранных областей профессиональной деятельности.
|
При формировании оценочных материалов отсылка должна идти к компетенциям, индикаторам, знаниям/умениям/владениям? Должны быть представлены все три уровня?
|
Согласно разделу III ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): " Организация устанавливает в программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) индикаторы достижения компетенций самостоятельно с учетом индикаторов достижения компетенций... Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата (специалитета/магистратуры) индикаторами достижения компетенций". С учетом изложенного, данный вопрос относится к компетенции образовательной организации.
|
Требования по методическому обеспечению рабочих программ предмета по срокам их актуальности остается?
|
Порядок разработки и актуализации рабочих программ дисциплин регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации.
|
Обязательно ли использование ВСЕХ трудовых функций и действий ПС в ООП?
|
Согласно разделу III ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): "Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела "Требования к образованию и обучению". ОТФ может быть выделена полностью или частично". Таким образом, нет требований по включению в ОПОП всех трудовых функций и действий выбранной ОТФ из профессионального стандарта.
|
Нужна ли независимая профессиональная аккредитация для 38 УГСН и по ФГОС++
|
Согласно разделу IV ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): "Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе ... может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля". Это положение относится в том числе и к УГСН 380000 Экономика и управление.
|
В каком нормативном акте звучит термин ,,рецензирование,, , когда речь идет о согласовании опоп представителями работодателей?
|
Согласно разделу IV ФГОС ВО 3++ по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры):" Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе ... может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля". Таким образом, данный вопрос, связанный с рецензированием, нормативно не регламентируется во ФГОС ВО 3++, при этом исходя из сложившейся практики оценка содержания ОПОП осуществляется в том числе рецензированием ОПОП представителями работодателя.
|
Есть ли разработанные методические материалы по последовательности формирования компетенций и шкалам оценивания?
|
Данный вопрос нормативно не регламентирован, относится к компетенции образовательной организации.
|
Можно ли корректировать формулировку сферы деятельности без изменения формулировки области? Например, вместо «02 Здравоохранение (в сфере разработки и контроля биобезопасности» Записать «02 Здравоохранение (в сфере контроля биобезопасности…».
|
Согласно разделу I ФГОС ВО по программам бакалавриата (специалитета/магистратуры): "Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу ... (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность: ...Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника". Таким образом, выбор сферы профессиональной деятельности при соблюдении условий, установленных ФГОС ВО, относится к компетенции образовательной организации.
|
Каким образом будет при проверках проверяться соотнесение индикаторов достижения компетенций планируемым результатам обучения? К.А.Бочарова, НИУ БелГУ
|
Данный вопрос относится к компетенции Рособрнадзора.
|
Если работодатель ставит условие на магистратуру 5-6 уровень квалификации, это будет нарушением?
|
В соответствии с приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" магистратура является 7 уровнем квалификации. Рекомендуем обратиться за разъяснения по данному вопросу в Минтруд России.
|
Какие компоненты ОПОП должны быть размещены на сайте для всеобщего доступа в обязательном порядке?
|
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 №582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" Образовательная организация размещает на официальном сайте: ...информацию об описании образовательной программы с приложением ее копии; об учебном плане с приложением его копии; об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии); о календарном учебном графике с приложением его копии; о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса; о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
|