Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4. Телефон: (495) 663-20-13

Дата публикации: 09 сентября 2020 г.

Копенгагенский университет: смартфоны и ноутбуки отвлекают студентов на лекциях

Преподаватель датского университета проводит эксперимент, запретив студентам использовать смартфоны и ноутбуки на дискуссионных уроках. В новом исследовании преподаватель из Копенгагенского университета (University of Copenhagen, UCPHT) и ее коллеги из Орхусского университета (Aarhus University) проанализировали результаты эксперимента, согласно которым отсутствие гаджетов повышает вовлеченность и углубленность в процесс обучения.


В то время, когда большая часть обучения ведется в цифровом формате, а лекционные залы университетов часто освещаются морем ноутбуков, сегодня многим студентам трудно представить, что еще 20 лет назад лекции записывали ручкой в тетрадь.

Цифровые технологии занимают важное место в образовании со многими преимуществами, особенно во время нынешней пандемии, когда большое количество студентов были вынуждены учиться онлайн. Но цифровые технологии в классе влияют отрицательно. Недостаток концентрации и внимания среди студентов стал невыносимым для одного датского лектора.

«Лектор чувствовал, что использование  учениками социальных сетей в ноутбуках и смартфонах отвлекает и мешает им достичь более глубокого обучения. В конце концов разочарование стало настолько сильным, что он решил запретить использование всех экранов на дискуссионных занятиях», - объясняет Катрин Линдвиг (Katrine Lindvig) постдок факультета естественнонаучного образования Копенгагенского университета (University of Copenhagen’s Department of Science Education). 

Вместе с исследователями Ким Джеспер Херрманн (Kim Jesper Herrmann) и Джеспером Аагаардом (Jesper Aagaard) из Орхусского университета (Aarhus University),она проанализировала оценки 100 студентов университета на уроках, которых гаджеты не использовались. 

«Студенты чувствовали себя обязанными присутствовать - и им это нравилось. Когда внезапно стало невозможно найти в Google  путь к ответу или большему количеству знаний о конкретной теории, им нужно было взаимодействовать, и через совместное размышление, развиваться как группа. Это повысило их вовлеченность и присутствие», - объясняет Катрин Линдвиг.

Чем объясняется это более глубокое вовлечение и присутствие, когда наши телефоны и компьютеры спрятаны? По словам Катрин Линдвиг, ответ кроется в структуре нашего мозга.

«Большое количество исследований показывает, что люди не могут работать в многозадачном режиме. Хотя мы способны переходить от задачи к задаче, это обычно приводит к более медленному выполнению задач. Однако если мы создадим пространство, в котором есть только одна задача, в этом случае мы обсуждаем все возможности по ее решению с однокурсниками, то есть мы делаем то, что умеет наш мозг, и получаем за это вознаграждение », - говорит Катрин Лидвиг.

Более того, более аналоговый подход может привести к более глубокому обучению, когда человек не просто запоминает вещи только для того, чтобы увидеть, как они исчезают сразу после экзамена. 

«Обучение, и особенно глубокое обучение, заключается в размышлении над прочитанным и последующем сравнении этого с ранее полученными знаниями. Таким образом, можно развиваться и мыслить по-другому, а не просто учиться ради сдачи экзамена. Когда обсуждая тексты с сокурсниками, можно увидеть различные точки зрения, способствующие достижению глубокого обучения», - говорит Кэтрин Лидвиг.

Хотя у занятий, где Facebook, Instagram и текстовые сообщения не снижают концентрации, есть множество преимуществ, есть и недостатки. Некоторые студенты не были в восторге от рукописных заметок.

«Мы не вернемся в каменный век», - говорит К. Линдвиг. Вместо этого речь идет о том, как удобно интегрировать гаджеты в дискуссионные уроки, на которых главная цель обсуждение того или иного предмета.

Источник: news.ku.dk

← предыдущая новость следующая новость →
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года

Гасанбекова Л. А. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий

Практическое пособие / Л. А. Гасанбекова, В. И. Никитина, Б. В. Сошников; под общ. науч. ред. канд. экон. наук О. А. Коробко. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 49 с. (ISBN 978-5-904670-54-2).

Доступна электронная версия печатного издания.

Издания 2015 года

Капран Н. П. Организация мониторинга финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Минобрнауки России

Монография / Н. П. Капран, С. Н. Новиков, В. А. Привезенцев; под науч. ред. А. И. Володина. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2015. – 92 с. (ISBN 978-5-904670-31-3).

Доступна электронная версия печатного издания.

открыть полный список изданий Центра →

Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50.

Онлайн-курс
Организация системы внутреннего контроля в организациях, подведомственных Минобрнауки России
подробнее о программе
Поиск данных
об аттестации
педагогических работников
Издания Центра