Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4. Телефон: (495) 663-20-13

Дата публикации: 26 июня 2020 г.

Университет Базеля: раскрыт секрет Моны Лизы

«Быстрый взгляд» Леонардо да Винчи может стать ключом к магнетизму Моны Лизы Ученые считают, что сверхбыстрый взгляд Леонардо да Винчи, возможно, помог ему уловить загадочную магию улыбки Моны Лизы.


Эта сверхчеловеческая черта, которой также могут обладать лучшие теннисисты и бейсболисты, позволила мастеру эпохи Возрождения точно запечатлеть мельчайшие, мимолетные выражения лиц, и даже птиц и стрекоз в полете.

Историки искусства долго говорили о «быстром взгляде» да Винчи, но Дэвид С. Талер (David S. Thaler) из Швейцарского университета в Базеле (Switzerland's University of Basel) попытался оценить его в новом исследовании, опубликованном на этой неделе в статье, показывающем, как Леонардо придал своим рисункам и картинам странную эмоциональную глубину.

Исследование профессора Талера показывает, насколько глаз да Винчи был острым, поскольку ему удалось обнаружить, что при движении, передние и задние крылья стрекозы не синхронизированы - открытие, которое потребовало замедленного фотографирования, чтобы доказать это четыре столетия спустя.

Художник, живший с 1452 по 1519 год, нарисовал, как при поднятии передних крыльев у стрекозы, опускаются задние,

«Улыбка Моны Лизы так загадочна, потому что представлен момент, когда она расплывается в улыбке. И быстрый взгляд Леонардо уловил это и удержал», - сказал Д. Талер. По словам ученого, обнаружить столь тонкие подробности картины это подарок.

«Так, часто наши воспоминания имеют фиксированный образ, а не движение. Леонардо, и возможно, другие художники обладали такой способностью проникнуть в улыбку или эмоцию» - отметил Талер.

Талер полагает, что японский художник Кацусика Хокусай (1760-1849), в его знаменитой картине «Большая волна в Канагаве», демонстрирует аналогичную способность. Мастер Эдо также уловил разницу в крыльях стрекозы, что заставило Талера задуматься, «видел ли он тот же самый стоп-кадр, что и Леонардо».

Талер применил «частоту слияния мерцания» (flicker fusion frequency, FFF), аналогично кадрам фильма в секунду, чтобы попытаться оценить необычайную остроту зрения да Винчи в исследовании для Университета Рокфеллера в США в рамках более широкого проекта ДНК Леонардо, рассматривающего ренессансного эрудита.

По его словам, из-за нашего более медленного FFF мы создаем одно трехмерное изображение мира путем объединения многих частично сфокусированных изображений. По словам Талера, да Винчи понял, что может «заморозить» отдельные снимки, с помощью которых мы строим наше восприятие.

Подобный феномен наблюдается сегодня, например, у игроков в бейсбол. Д. Талер привел пример американской легенды бейсбола Теда Уильямса, который утверждал, что приучил себя видеть швы мяча, когда он летел к нему.

«Говорят, что элитные спортсмены могут видеть швы, даже когда бейсбольный мяч вращается от 30 до 50 раз в секунду» - сказал Талер.

В случае Леонардо Талер подсчитал, что для того, чтобы четко видеть разницу взмахов крыльев стрекозы, художник должен был бы иметь диапазон FFF от 50 до 100 кадров в секунду.

У среднего человека он составляет от 20 до 40 в секунду.

Он сказал, что мастерство да Винчи в технике сфумато, которая тонко размывает края изображений и создает трехмерный эффект, позволило ему передать реалистичные выражения и придало интимный взгляд его портретам. Он считает, что да Винчи достиг селективной мягкой фокусировки на портретах, рисуя при пасмурном или вечернем свете, где зрачки глаз увеличиваются, чтобы впустить больше света, но имеют узкую плоскость резкого фокуса.

Увеличенные зрачки изображаемых им людей, также признак привязанности или влечения, были признаком красоты в портретах эпохи Возрождения.

Похоже, это подтверждает то, что сам художник написал в своей тетради: «Вечером и в пасмурную погоду, какую мягкость и деликатность вы можете почувствовать на лицах мужчин и женщин ...»

Источник: ctvnews.ca

← предыдущая новость следующая новость →
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года

Гасанбекова Л. А. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий

Практическое пособие / Л. А. Гасанбекова, В. И. Никитина, Б. В. Сошников; под общ. науч. ред. канд. экон. наук О. А. Коробко. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 49 с. (ISBN 978-5-904670-54-2).

Доступна электронная версия печатного издания.

Издания 2015 года

Капран Н. П. Организация мониторинга финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Минобрнауки России

Монография / Н. П. Капран, С. Н. Новиков, В. А. Привезенцев; под науч. ред. А. И. Володина. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2015. – 92 с. (ISBN 978-5-904670-31-3).

Доступна электронная версия печатного издания.

открыть полный список изданий Центра →

Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50.
Онлайн-курс
Организация системы внутреннего контроля в организациях, подведомственных Минобрнауки России
подробнее о программе
Поиск данных
об аттестации
педагогических работников
Издания Центра