Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4. Телефон: (495) 663-20-13

Дата публикации: 15 мая 2020 г.

Амстердамский университет: как средневековые мастера получали ультрамариновый цвет?

Исследователи из амстердамского Рейксмузеума (Rijksmuseum), Амстердамского университета (University of Amsterdam, UA) и Европейского фонда синхротронного излучения (ESRF) разработали метод, который показывает, как дорогой пигментный ультрамарин был приготовлен из полудрагоценного камня лазурита.


Благодаря рентгеновским исследованиям образцов краски ученые могут вернуться назад на более чем 400 лет, чтобы определить, подвергались ли голубые камни «красному жару» в процессе извлечения пигмента. Результаты исследования, опубликованные в ведущем журнале Science Advances, также помогают пролить свет на катастрофическое «ультрамариновое заболевание».

Дорогой пигмент ультрамарин синего цвета, в 17 веке был дороже золота, и изготавливался из голубого полудрагоценного камня лазурита. Синий цвет обусловлен минералом лазурит, но более половины лазурита состоит из всевозможных минералов серого, желтого и, прежде всего, белого цвета. Чтобы удалить минеральные примеси и получить действительно светящийся ультрамарин, художники использовали кропотливую и трудоемкую «добычу пастели». Они измельчали лазурит в порошок, а затем замешивали его пастой из смолы, пчелиного воска и масла, чтобы создать шарик размером с кулак. Через неделю или две шарик «промывался» под водой месильными движениями. Таким образом, ультрамарин высвобождался, а примеси оставались  в пасте. После фильтрации и сушки они получили сияющий ярко-синий пигмент.

Исследователи из Амстердама воссоздали добычу пастели в лаборатории на основе исторических рецептов. Они абсолютно точно старались следовать рекомендациям, даже если они иногда были довольно странными. Например, пигмент должен быть вымыт «руками молодой девушки». «На самом деле это оказалось хорошим советом», - говорит руководитель исследования Катриен Кеун (Katrien Keune), руководитель научного отдела в Рейксмузеуме, а также исследователь UvA. «Мужчины в нашей команде не смогли чисто изолировать ультрамарин, но студенткам это удалось. Похоже, для этого требуется определенный тонкий навык». 

«В некоторых рецептах упоминается нагревание лазурита перед тем, как его растереть в порошок. Нам было очень любопытно узнать, какой эффект окажет эта процедура, которая включает нагревание камня до тех пор, пока он не станет красным. Прежде всего, можем ли мы найти способ установить, подвергался ли ультрамарин на исторических картинах этому нагреву?» - отметила К. Кеун.

С практической точки зрения вскоре стало ясно, что нагревание камня положительно влияет на изоляцию ультрамарина. «Без нагрева процесс извлечения был бы значительно более сложным» - говорит Кеун. «Так что это важный признак того, почему некоторые исторические рецепты говорят, что вам нужно нагреть лазурит. Это не потому что, как будто этот нагрев приводит к более глубокой синей краске, но мы видим эффект на самом камне, а сам ультрамарин становится более глубоким синим после извлечения. Как только вы смешиваете его с маслом, чтобы сделать краску, эта разница становится все меньше».

Чтобы показать нагревание ретроспективно, Кеун и ее команда использовали расширенный метод анализа XANES (поглощение рентгеновских лучей вблизи краевой структуры). Этот метод использует мягкое рентгеновское излучение, которое генерируется в ESRF в Гренобле.

XANES позволяет исследователям «просматривать» атомную структуру лазурита, которая содержит информацию об истории камня. «Например, используя XANES, вы можете показать детали, которые очень специфичны для географического происхождения лазурита» - объясняет Кеун. «Теперь мы смогли продемонстрировать четкий спектральный «отпечаток пальца» для лазурита, фактического ультрамарина. Этот отпечаток вы найдете только в том случае, если камень был нагрет во время приготовления пигмента».

Краска ультрамаринового цвета из лазурита, добытая таким способом, использовалась такими мастерами, как Анри Бельшоз, Ян Брейгель (младший), Жан Малуэль, Рогир ван дер Вейден, Ян Стен.

Результаты исследования, пролили свет и на так называемую страшную «ультрамариновую болезнь», когда синие участки картины становятся тусклыми и серыми. «Вероятно, это связано с химической активностью лазурита» - объясняет Кеун. «Мы уже видели в лаборатории, что после нагревания эта активность снижается, поэтому можно ожидать, что картина будет менее подвержена ультрамариновой болезни, если пигмент сделан из нагретого лазурита. Это то, что мы хотим исследовать дальше.»

Источник: uva.nl

← предыдущая новость следующая новость →
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года

Гасанбекова Л. А. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий

Практическое пособие / Л. А. Гасанбекова, В. И. Никитина, Б. В. Сошников; под общ. науч. ред. канд. экон. наук О. А. Коробко. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 49 с. (ISBN 978-5-904670-54-2).

Доступна электронная версия печатного издания.

Издания 2015 года

Капран Н. П. Организация мониторинга финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Минобрнауки России

Монография / Н. П. Капран, С. Н. Новиков, В. А. Привезенцев; под науч. ред. А. И. Володина. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2015. – 92 с. (ISBN 978-5-904670-31-3).

Доступна электронная версия печатного издания.

открыть полный список изданий Центра →

Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50.
Онлайн-курс
Организация системы внутреннего контроля в организациях, подведомственных Минобрнауки России
подробнее о программе
Поиск данных
об аттестации
педагогических работников
Издания Центра