Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4. Телефон: (495) 663-20-13

Дата публикации: 22 января 2020 г.

Ученые создали музыкальную карту эмоций

Ученые определи количество эмоций, которые человек испытывает во время прослушивания музыки. «The Shape of You» Эда Гирана вызывает радость, а «Careless Whispers» Джорджа Майкла заставляет испытывать соблазнительную силу. Всего музыка вызывает, как минимум 13 эмоций.


Ученые Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley) опросили более 2500 человек в США и ​​Китае об их эмоциональной реакции на эти и тысячи других песен различных жанров, включая рок, фолк, джаз, классику, оркестровую музыку, экспериментальный и хэви-метал.

Результат? Субъективное восприятие музыки в разных культурах может отображаться как минимум в 13 всеобъемлющих чувствах: веселье, радость, эротизм, красота, расслабление, грусть, мечтательность, триумф, беспокойство, неуверенность, раздражение, неповиновение и чувство возбуждения.

«Представьте себе, что вы создаете эклектичную музыкальную библиотеку с помощью эмоций и улавливаете сочетание чувств, связанных с каждым треком. По сути, именно это и было сделано в нашем исследовании», - сказал ведущий автор исследования Алан Коуэн (Alan Cowen), аспирант университета Беркли в области неврологии.

Результаты исследования будут опубликованы  в онлайн-издании журнала  Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Мы тщательно задокументировали самый большой спектр эмоций, которые повсеместно ощущаются через язык музыки», - сказал главный автор исследования Дахер Келтнер (Dacher Keltner), профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли и директор-основатель Большого центра науки.

Коуэн и его коллеги-исследователи перевели данные в интерактивную аудиокарту, где посетители могут перемещать свои курсоры, чтобы слушать любой из тысяч музыкальных фрагментов, чтобы выяснить, среди прочего, соответствуют ли их эмоциональные реакции тому, как люди из разных культур реагируют на музыку.

Так, во время прослушивания музыкальных треков из фильма «Челюсти» американские и китайские слушатели одинаков испытывали как положительные, так и отрицательные чувства.

«Люди из разных культур могут согласиться с тем, что песня раздражающая, но могут отличаться в том, является ли это чувство положительным или отрицательным», - сказал Коуэн, отметив, что положительные и отрицательные ценности, известные на языке психологии как «валентность», более специфичны для культуры. 

В разных культурах участники исследования в основном соглашались с общими эмоциональными характеристиками музыкальных звуков, такими как гнев, радость и раздражение. Но их мнения варьировались на уровне «возбуждения», которое в исследовании относится к степени спокойствия или стимуляции, вызываемой музыкальным произведением.

«Времена года» Вивальди заставляли людей чувствовать себя заряженными. «Let’s Stay Together» Аль-Грина (Al Green) вызвал чувственность, а «Somewhere over the Rainbow» Израиля (Iz) вызвала радость. Между тем, хэви-метал широко воспринимался как «вызывающий».

Исследователи признают, что некоторые из этих ассоциаций могут основываться на контексте, в котором участники исследования ранее слышали определенный фрагмент музыки, например, в фильме или видео на YouTube. Но это менее вероятно в случае традиционной китайской музыки.

Для Коуэна, который происходит из семьи музыкантов, изучение эмоциональных эффектов музыки оказалось следующим логическим шагом.

«Музыка - это универсальный язык, но мы не всегда уделяем достаточно внимания тому, что она говорит и как ее понимают», - сказал Коуэн. «Мы хотели сделать важный первый шаг к разгадке тайны музыки».

Источник: news.berkeley.edu

← предыдущая новость следующая новость →
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года

Гасанбекова Л. А. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий

Практическое пособие / Л. А. Гасанбекова, В. И. Никитина, Б. В. Сошников; под общ. науч. ред. канд. экон. наук О. А. Коробко. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 49 с. (ISBN 978-5-904670-54-2).

Доступна электронная версия печатного издания.

Издания 2015 года

Капран Н. П. Организация мониторинга финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Минобрнауки России

Монография / Н. П. Капран, С. Н. Новиков, В. А. Привезенцев; под науч. ред. А. И. Володина. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2015. – 92 с. (ISBN 978-5-904670-31-3).

Доступна электронная версия печатного издания.

открыть полный список изданий Центра →

Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50.

Онлайн-курс
Организация системы внутреннего контроля в организациях, подведомственных Минобрнауки России
подробнее о программе
Поиск данных
об аттестации
педагогических работников
Издания Центра