Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4. Телефон: (495) 663-20-13

Дата публикации: 01 февраля 2021 г.

Университет Амстердама: средневековые художники были мастерами смешивания красок

Масляные краски, которыми пользовались художники в пятнадцатом и начале шестнадцатого веков, имели гораздо более сложный состав, чем мы можем думать. Работа со всеми этими ингредиентами была важной частью творческого процесса старых мастеров, таких как Ян ван Эйк. 


К такому выводу пришел искусствовед Индра Кнепкенс (Indra Kneepkens),защитившая докторскую диссертацию по этой теме. Она не только реконструировала разные виды масляных красок, но и сама проверяла их, раскрашивая ими.

В позднем средневековье масляная краска часто состояла не только из сырого масла и пигмента. Иногда использовались обработанные масла или добавки, такие как сульфат цинка, лак или колотое стекло. Функции всех этих ингредиентов до сих пор были в значительной степени неясны. Кнепкенс исследовала это, воссоздавая масляную краску во всевозможных вариациях на основе исторических источников - старинных «книг рецептов» для художников.

Она использовала разные материалы и пробовала все: кипятила масло в маленькой или большой кастрюле, использовала высокую или низкую температуру, помешивая или нет. Затем она проверила свойства различных смесей. Например, одна краска оказалась равномерно распределенной по большим площадям, а другая - полосатой и больше подходила для прорисовки мелких деталей.

Рисуя в процессе исследования И.Кнепкенс обнаружила, насколько выбор материала влияет на процесс рисования. Небольшие вариации в составе краски, по-видимому, привели к большим различиям в применимости и результатах. 

Правильное сочетание материалов должно было быть важной частью творческого процесса средневековых художников, заключает искусствовед. Рецепты, описывающие процесс изготовления материалов, оставляют много места для личной интерпретации. Результат будет разный, поэтому художникам приходилось адаптировать комбинацию и пропорции материалов к определенным частям своей картины. 

Исследование Кнепкенса также проливает новый свет на вопрос о том, оказало ли открытие определенных материалов большое влияние на живопись. Например, часто предполагается, что картины Яна ван Эйка своим качеством обязаны особым способам обращения с маслом. Но исследования Кнепкенса не указывают в этом направлении. «Использование материалов было очень сложным процессом, в котором задействовано множество различных ингредиентов», - объясняет она. «Невозможно изолировать роль одного материала в этом. Более того, мы знаем, что в материалах, которые использовал ван Эйк, не было ничего особенного. Таким образом, можно сделать вывод, что он просто исключительно хорошо их освоил».

Источник: uva.nl

← предыдущая новость следующая новость →
Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»
Издания 2019 года

Гасанбекова Л. А. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий

Практическое пособие / Л. А. Гасанбекова, В. И. Никитина, Б. В. Сошников; под общ. науч. ред. канд. экон. наук О. А. Коробко. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 49 с. (ISBN 978-5-904670-54-2).

Доступна электронная версия печатного издания.

Издания 2018 года

Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления

Сборник материалов III Всеросс. науч.-практ. конф., г. Москва, 29 декабря 2017. – М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2018. – 200 с. (ISBN 978-5-904670-53-5).

Доступна электронная версия печатного издания.

открыть полный список изданий Центра →

Документ был изменён 11.11.2019 в 10:50.
Поиск данных
об аттестации
педагогических работников
Издания Центра